Основные нормы полиграфической «грамоты»

Разумеется, это чревато появлением большого количества книг, выполненных непрофессионально, без знания хотя бы основных норм полиграфической «грамоты», выработанных за столетия культурой печатной книги. И это уже происходит, в том числе и с довольно обильной продукцией мелких коммерческих издательств, пытающихся упростить процесс, обойдясь без специалистов.

Но есть у этой новой возможности и другая, положительная сторона. Цитированный выше автор поясняет: «Компьютер не только обеспечивает красивую печать. Он позволяет — и это главное — сосредоточить в одних руках весь процесс производства книги: от замысла до верстки. Впервые в истории книгопечатания объединяются в одном лице автор и оформитель, в одном процессе сочинение и набор. Я не хочу сказать, что ныне непременно всякий автор должен быть еще и оформителем: большинству авторов, полагаю, это совсем ни к чему. Он не должен, он может, если захочет. <...> Технический прогресс, когда-то неразрывно сопряженный с разделением труда, а значит, с отчуждением, теперь воссоздает на новой ступени архаическую цельность (полторы тысячи лет назад все китайские поэты были каллиграфами и художниками), и кто-то сделает свой личный выбор в пользу этой цельности. Уильям Моррис был бы рад»10.

Вот здесь скромная самодеятельность, кое как имитирующая при помощи компьютерных программ профессионализм, встречается с безудержно-смелой свободой индивидуального творчества (о которой шла речь страницей выше), обогащающей будущее книги небывалыми художественными идеями и возможностями. А впрочем быстрый прогресс компьютерной техники судьбоносен для книги не только потому, что она заменяет и вытесняет традиционную полиграфию. Важнее, что с приходом электроники книга становится уже не единственным и возможно не главным средством накопления, хранения и передачи информации, как словесной, так и визуальной. Ее особая роль в развитии культуры оказывается поколебленной. Все большее значение приобретает, говоря словами уже цитированного выше автора, творчество «непосредственно в электронной форме» — «фильмы, игры, гипертексты, все то, что не предполагает распечатку на бумаге и предназначено для восприятия только на экране монитора»11.

Нет, книгу это в обозримом будущем, по всей видимости, не убьет (хотя недостатка в таких прогнозах нет). Ее глубинные связи со всей историей человеческой культуры дают этой несложной на вид конструкции еще не оцененную крепость. Да и веками выработанное удобство пользования этим простым устройством может за себя постоять. Однако книге предстоит еще приспособиться к своему новому положению, к иной роли в общей системе культуры. Она, несомненно, воспримет и прямые влияния становящихся привычными в обществе электронных средств коммуникации, в том числе и влияния художественные. Но эта глава ее истории будет написана уже не нами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *