Такой медальонный тип обрамления перейдет и в портретную гравюру следующего, XVIII столетия. Репродукционная гравюра была главным распространителем художественных идей и образов в эпоху, когда большинство подлинников было скрыто в малодоступных зрителям коллекциях.
Постепенное осознание этой ее культурной роли дает ей некоторое обратное влияние на пути самостоятельного художественного творчества. Иные произведения живописи создавались в XVIII в. с прямой установкой на их тиражирование и широкое распространение в гравюре. Таковы серии небольших нравственно-сатирических картин англичанина У. Хогарта, которые он сам сравнивал с театральной пантомимой.
В самом деле, художник от сцены к сцене ведет подробный рассказ, наглядно воплощая эпизод за эпизодом в тщательно проработанных мизансценах и множестве «говорящих» подробностей.
Таковы серии «Карьера проститутки» (6 картин, 1730—1731, гравированы в 1732 г.), «Карьера мота» (8 картин, 1732—1735, гравированы в 1735 г.), «Модный брак» (1743—1745) и т.п. Повествование, развернутое во времени, диктовало серийность продолжающих одна другую картин, а их назидательность, моральный пафос предполагали обращение к достаточно обширной аудитории. И оба эти обстоятельства настоятельно требовали перевода хогартовских серий в гравюру. В одних случаях гравюры эти выполнялись самим художником, в других — он заказывал их на стороне: принципиального значения это в данном случае не имело. Важна была не авторская рука, а наглядность рассказа, фактурной изысканностью Хогарт пренебрегал.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.