Последний этап европейского классицизма

Стилистически книга первых десятилетий века оставалась еще в жестких рамках классической системы. То, что именуется обычно стилем ампир, и есть последний этап европейского классицизма, очень ясно выявившийся, в частности, в книге. Усиливается строгость и ясность композиции книги, очень скупо применяются наборные украшения, строже и конструктивнее становятся шрифты.

Их ритмика равномернее, чем в предыдущем столетии.

На рубеже XIX в. парижское издательство Дидо выпускает роскошные издания французских и римских классиков большими томами инфолио с резцовыми гравюрами на фронтисписах по рисункам художников школы Давида — статуарными, суховато пла- стачными с возвышенно-театральными жестами. Изображаются обычно драматические диалоги на фоне монументальной строго классической архитектуры. Заставки, выполненные архитектором Ш. Персье, к изданию Горация (1799) имели вид античных барельефов. Тиражи этих полиграфических шедевров составляли 200250 экземпляров.

Что касается торцовой гравюры, то она в это время используется, видимо, для создания небольших виньеток-эмблем, применявшихся в качестве концовок или же на обложках, заменявшихся, как правило, переплетами. Виньетки эти не предназначались для определенных изданий. Они размножались в виде политипажей и входили в наборные кассы и в книги «образцов» типографий, откуда по мере надобности заимствовались для набора. По стилистике и выдержанной антикизированной тематике они вполне отвечали монументальной пластичности стиля ампир, перекликаясь с декоративной лепниной архитектуры того же времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *