ТЩАТЕЛЬНО ВЫПИСАННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ обстановка, корзинка с вишнями, пальмовый веер, великолепные драгоценности — все это штрихи в создании экзотического настроения картины, удовлетворяющей ожидания жаждущей римских сцен публики. Пойнтер начал свое открытие древности с серии египетских картин, а затем перешел к греческим и римским сюжетам. Вместе с Лейтоном и Альма-Тадема, он подарил окно в классическую древность поколению, жившему перед появлением кинематографа, воплотившего античные видения в жизнь. Будучи плодовитым художником, Пойнтер в то же время отдавал много времени преподаванию и административным обязанностям,— сначала в Слейд Скул, а затем и в Королевской Академии, президентом которой он был избран.
Пигмалион и Образ: Сердечное желание 1868-70
Эдвард Берн-Джонс (1833-96)
Холст, масло
СЕРИЯ КАРТИН "Пигмалион и Образ", созданная Эдвардом Берн-Джонсом, интересна как свидетельство о понятиях среднего класса о любви и отношениях полов. Согласно древнегреческой легенде, избегавший женщин скульптор Пигмалион сделал статую Венеры и влюбился в нее. Чудесным образом статуя ожила, а скульптор оставил свое враждебное отношение к противоположному полу. В изображении Берн-Джонса Пигмалион сначала грезит об идеальной женщине в "Сердечном желании", затем, создав ее, не решается оскорбить своим прикосновением, как изображено в "Удержанной руке"'. Символизируемое фигурой ангела вмешательство свыше заставляет статую ожить, — таково содержание не воспроизведенной здесь картины "Божественное одушевление". В заключительной сцене под названием "Постигшая душа" (с. 59) скульптор в восхищении падает на колени перед дарованной ему женщиной из плоти и крови. Развитие истории соответствует викторианскому представлению об идеальной женщине как о жене и матери, возводимой мужчиной на пьедестал и не имеющей ничего общего с существующими для его удовольствий падшими созданиями.
Рыцари и шиповник 1869 Эдвард Берн-Джонс
Холст, масло
Страницы 60-61
КАРТИНА ВХОДИТ В один из циклов Берн-Джонса на сюжеты из обожаемого им средневековья. Тема серии напоминает историю о Спящей красавице: сказочная принцесса в лесу и пришедший ее пробудить отважный рыцарь. Художник использовал не только сказку Шарля Перро, но и поэму Теннисона "Греза". Окованные волшебством рыцари лежат в зарослях шиповника, через которые пробирается главный герой. Для этой картины БернДжонс сделал точные и изящные этюды шиповника, однако фигуры рыцарей менее удачны. Зрители, привыкшие к знакомому им из романов Вальтера Скотта идеализированному средневековью, приняли картину с энтузиазмом.
Мартовские цветы Около 1870 Эдвард Берн-Джонс
Холст, масло
В ОКСФОРДСКОМ Эксетер Колледж
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.