Возвышенные цели Братства недолго удерживали в своих рамках буйную фантазию Россети и изысканное мастерство Миллеса. Один Хант сохранил верность заявленным вначале идеалам. Двое остальных пошли другими путями, оставив библейские мотивы ради тем из средневековья, пьес Шекспира и других источников, ставших популярными благодаря романтическому движению начала девятнадцатого века.
Хотя около 1853 года Братство прекратило свое существование, созданный им новый климат в искусстве повлиял на многих других художников. Прежде всего следует назвать Форда Мэдокса Брауна, дружившего с членами объединения и разделявшего их идеи. Браун, родившийся за границей и получивший художественное образование в континентальной Европе, не был столь сильно увлечен библейскими сюжетами и тесно связанной с ними в эту эпоху религиозной моралью. Его ранние картины были более романтическими по характеру и часто изображали сцены из поэзии Байрона.
В продолжение царствования королевы Виктории британцы начинали все больше думать об имперской роли своей страны. Возрос интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. В сфере искусства плодовитый Эдуард Берн-Джонс стал мастером и античных, и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и девушка-нищенка", в которых сквозит назидательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами.
Раз возникнув, античная тема предоставила художникам великолепную возможность соединять пол и искусство приятным образом, не смущающим викторианскую чувствительность. Поощряемые политикой Королевской Академии, художники изображали все более и более привлекательных гречанок и римлянок, занятых купанием и подобными интимными делами. Качество живописи, планку которого подняли прерафаэлиты, продолжало оставаться очень высоким, поскольку викторианские ценители искусства признавали лишь действительно мастерское исполнение.
Среди живописцев нового поколения можно назвать Лейтона (ставшего пэром), Пойнтера и Альма-Тадема (оба возведены в рыцарское достоинство), в чьих руках идеализированное изображение жизни греков и римлян приобрело уютную ясность сказки.
В искусстве этого времени были и другие течения, наиболее важное из которых возникло благодаря Россетти, который был не только художником, но и поэтом. Он выработал характерный стиль, полный мистических отголосков, и использовал краски не для реалистического изображения натуры, а для передачи настроений и чувств. Уолтер Патер, восторженный приверженец прерафаэлитов, использовал подобную манеру в своих сочинениях об искусстве, которые способствовали распространению новых идей и вкусов. Эти идеи, хотя и разделяемые не всеми, отражали изменяющиеся взгляды общества, ставшего более богатым к концу столетия; общества, которое воспринимало утонченный гедонизм полотен, подобных "Dolce far niente" Годварда и "Влюбленным" Соломона, как вполне приемлемую жизненную философию.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.