Программный утилитаризм

Программный утилитаризм ополчается на художественную сторону книжного дела вообще, противопоставляет ей строгий интерес к смыслу текста. «Внешность и обертка все еще считаются едва ли не важной принадлежностью книги, целые кипы Парижских и Брюссельских изданий почти еженедельно присылаются в великосветские дома...

Переплет, виньетка и прочее в этом роде еще играют довольно важную роль... Ah, comme c’est charmant! и книжки складываются в сторону», — иронизирует безымянный автор русского «Книжного вестника» в начале 1860 г.11 Разночинское просветительство презрительно отвергает великосветский эстетизм.

Поветрие это оказалось достаточно устойчивым. Уже в конце 70-х гг. литературный секретарь крупнейшего петербургского издателя М. О. Вольфа М. О. Песковский проповедовал те же принципы. Он утверждал: «Книга должна оставаться книгой, а все эти заставки, иллюстрации и разные “финтифлюшки”, имеющие будто бы цель придать книге красивую внешность, роняют значение книги как самостоятельного продукта человеческой мысли... Издавайте их отдельно, альбомами, как произведения искусства, <...> а книгу печатайте лишь хорошим удобочитаемым шрифтом, на простой, удобной для чтения бумаге, без всякой роскоши...

Когда я вижу в тексте какой-нибудь книги, в особенности книги серьезной, ценной, украшения, рамки, бордюры, заставки, узорчатые инициалы и пр., и пр., мне всегда вспоминается дрезденская со-бирательница древних статуй, которая одевала статуям в своем музее шляпы, башмаки, платье».

https://talismanspa.club массаж для мужчин купить в москве.

Добавить комментарий