Работы француза Ж. Калло

Но и при всей эмоциональной отстраненности от подобных, отнюдь им не избегаемых сюжетов Калло вглядывается в окружающую его жизнь очень зорко. Стройная целостность его больших листов сложена из бесчисленных остро наблюденных подробностей, они населены сотнями (иногда больше тысячи! — «Ярмарка в Импруне- те», 1620) живых, подвижных, занятых своими делами человечков.

Отношение целого и его частей в этой графике решительно изменилось, острый контраст большого и исчезающе-малого стал одним из главных ее художественных эффектов. Калло — первый изобразитель толпы, необозримой, не вмещаемой в пределы листа массы людей. Мир его небывало многолюден и, вопреки излюбленной симметрии многих композиций, разомкнут вовне, в бесконечное пространство. Удивительно, что в своем многолюдстве он умеет не потерять каждую отдельную фигурку, дать изящную графическую характеристику затерянным где-то в дальних планах громадного листа исчезающе мелким персонажам. Для этого, кстати сказать, Калло усовершенствовал технику офорта, заменив относительно мягкий лак твердым, позволявшим столь миниатюрное рисование.

Рембрандт, младший современник Калло, — второй великий офортист XVII в. и один из величайших мастеров мировой графики вообще. Он довел технику офорта до высочайшего совершенства, выявил в ней художественные возможности, недоступные предшественникам и оплодотворяющие дальнейшее развитие офорта вплоть до наших дней. Вместе с тем все его новшества непосредственно вытекали из тех необычных творческих задач, которые себе ставил мастер.

Уже в своих свободных и беглых рисунках пером или кистью Рембрандт отказался от выработанного со времен Возрождения ясного графического языка. Рисуя, он видит и ищет не форму, которую надо построить, очертить, пластически вылепить штрихом и тоном, а изменчивое, подвижное мгновение жизни, которое хочет ощутить и пережить, сохранить в его целостности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *