Романтизм в иллюстрации

Романтизм утверждал себя в культуре рубежа 20—30-х гг. в страстной полемике с представителями старых, враждебных ему направлений. И в этой борьбе иллюстраторы выступили соратниками писателей.

Как отмечает исследователь,«в то время <...> была такая целеустремленность желаний, такое единство намерений, что работа иллюстратора и издателя как бы дополняли литературный текст и его комментировали. Искусство малых форм изготовления и украшения книги имело характер импровизации и дружбы. А. Девериа рисовал виньетку для романа своего друга Жа- нена, Нантейль гравировал фронтиспис для той драмы Гюго, с бурного представления которой он только что возвратился и где он сам организовал шторм».

Наряду с ксилографией, преобразившей в эти годы книгу, продолжают использоваться и другие графические техники. С начала 20-х гг. появляются целые серии роскошных изданий в лист, посвященных архитектурным и художественным памятникам, путешествиям и проч. «Смелый литографский карандаш, более свободный, более оригинальный, более быстрый, чем резец, кажется, будто бы специально изобретен, чтобы фиксировать свободные, оригинальные и быстрые впечатления путешественника»6, — пишет Ш. Нодье в предисловии к первому тому предпринятого им Многотомного «Живописного и романтического путешествия по старой Франции» (с 1820 по 1878 г. вышло 20 томов). На камне же Нарисовал Э. Делакруа иллюстрации к «Фаусту» В. Гете (1828) и «Гамлету» У. Шекспира (1834—1843).

Использовались в книге и офорт, а также новая техника резцовой гравюры на стали, дававшей невозможные прежде большие тиражи углубленной гравюры. Действенный характер новой иллюстрации, активно включавшейся в развитие сюжета, интерес к облику и характеру многочисленных персонажей какого-нибудь романтически-авантюрного романа не позволяли удовлетвориться несколькими картинками.

Добавить комментарий