Рождение плаката

Начальные ступени истории плаката восходят к самым истокам европейского книгопечатания и гравюры. Но в ранние времена предназначенные для расклейки печатные объявления издателей и книготорговцев, вербовщиков или бродячих цирковых трупп (иные из них уже в XVII—XVIII вв. нередко украшались лубочной гравюркой) еще не обрели собственного художественного лица.

Они терялись среди прочих видов печатной информации и графики. Лишь с конца XVIII в. можно говорить о плакате как особом явлении искусства.

Великая французская революция породила плакат политический, игравший, впрочем, еще довольно скромную роль. Он нес на улицу революционные лозунги — «Единение и свобода», «Свобода, равенство, братство или смерть». Наряду с типографским набором применялась нарядная кустарная техника цветной печати через трафареты. Лозунг, выписанный крупным, классически-стро- гим шрифтом, обрамлен дубовым венком с трехцветными лентами и знаменами, фасциями и фригийским красным колпаком. Все это — символы революции, усвоившей себе торжественную античную стилистику. Такой плакат в одном ряду с декоративным искусством тех лет — фаянсовой посудой, табакерками, игральными картами, украшавшимися подобной символикой и лозунгами. Та же красивая техника цветных трафаретов применялась и в торговой рекламе, изображая, например, кавалера и даму, распивающих под яблоней «прекрасный сидр Дизиньи», который им подносит мальчик.

Если в листе с политическим лозунгом чувствовалась умелая рука профессионального декоратора революции, то скромная, хотя и не лишенная своеобразного наивного изящества реклама сидра представляла собой, разумеется, вариант народного лубка. Она явно родственна живописной вывеске, которая тоже, значит, была в чем-то предшественницей современного плаката. Разумеется, все эти ранние плакаты безымянны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *