Вначале — вплоть до середины XVI в. — таким образом выделяется (как бывало и в рукописях) просто начальная строка. Конец не поместившегося в ней слова свободно переносится в следующую, набранную часто уже мелким, текстовым шрифтом. Лишь во второй половине столетия вырабатывается столь естественное для нас строго смысловое членение титульного текста на строки и четкое соответствие масштаба каждой строки ее значимости.
Неравные строки выравниваются по центральной оси, образуя стройную композицию с наибольшей смысловой и пластической нагрузкой в верхней части листа, вспомогательными и мельче набранными сведениями внизу (город, издатель, дата) и паузой ниже середины. Эта пауза может быть отчасти заполнена виньеткой, маркой издателя, наконец, мелким шрифтом второстепенных частей развернутого заглавия. В любом случае композиция строится на выверенном соотношении пространства книжного листа с организующими его, пропорционально и ритмически уравновешенными в этом пространстве пластическими массами разновеликих и неодинаково насыщенных строк текста.
Другая форма титульного листа, не менее распространенная в эту эпоху, строилась с помощью гравированной на дереве рамы, цельной или же составлявшейся из отдельных полос орнамента. Кроме этого, уже в 70-е гг. XV в. в Вероне делаются первые попытки применить к типографским украшениям основной принцип набора — комбинирование цельного узора из его мельчайших элементов, допускающих различные сочетания и отлитых в форме печатных знаков. В середины XVI в. этот орнаментальный набор широко применяется в Голландии (К. Плантен), Франции, несколько позднее и в Англии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.