Стилевые противоречия

В иных случаях на титульном листе готические строки соседствовали с напечатанными антиквой (например, при введении в текст латинских слов или фраз). Все это создавало трудноразрешимые стилевые противоречия и делало облик немецкой книги несколько архаическим.

Возобладавшие в конце XVIII в. классические тенденции ведут к попыткам реформы шрифта, с одной стороны, к опытам трансформации фрактуры, придания ей большей ясности, удобочитаемости, более спокойного ритма (И. Ф. Унгер). С другой же стороны, появляются требования решительной замены ее антиквой, к тому времени уже нередко применявшейся в швейцарских немецкоязычных изданиях. Однако эта реформа не получила полного развития и завершения.

По-иному была разрешена проблема национального книжного шрифта в России в начале XVIII в. В первом десятилетии нового века по приказу Петра I был разработан и изготовлен в Амстердаме новый наборный шрифт.

Впоследствии его будут называть «гражданским» — в противоположность «церковному», т.е. допетровскому наборному полууставу, которым продолжали печатать богослужебные книги. Вместе со шрифтом эти церковные издания сохранят и весь строй книжного искусства конца XVII  в. Новый петровский шрифт не был латинским.

В структуру большинства букв были заложены старые кириллические графемы. Однако он приобрел пропорции и общий характер начертаний, свойственные европейской антикве. От нее было заимствовано отношение основных и соединительных штрихов, характер их соединений и пластика скруглений, серифы. Некоторые знаки полностью совпали с латинскими. Известное воздействие оказала, видимо, на новый шрифт канцелярская скоропись. Благодаря этому некоторые знаки получили далеко выходящие за строку петли и росчерки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *