Структура текстовых страниц с многочисленными нарядными и массивными (белый узор на черном) инициалами и еще больше — страниц украшенных, где в широкую орнаментальную раму плотно включены и текст с его инициалами, и иллюстрация со своей тоже узорной рамкой, восходит не к печатным образцам, а к богато иллюминованным готическим рукописям.
Сами же иллюстрации, статичные, стилизованные, орнаментально-ритмичные, очень тесно графически связанные со всем наполнением страницы, опираются на традиции итальянской книги конца XV в., но более насыщены цветом, детализированы и картинны. Гравировал их на дереве сам Моррис по рисункам своих друзей и сотрудников, художников прерафаэлитского круга Э. Берн — Джонса и У. Крейна.
Разумеется, издания УМор- риса, печатавшиеся на ручном прессе в его маленькой типографии тиражом обычно в 300 экземпляров, при вложенной в них массе любовного художественного труда, были дорогими любительскими книгами. Между тем они оказали огромное влияние на культуру книги конца XIX — первых десятилетий XX в., в первую очередь — английскую и американскую. В Англии в эти годы складываются и работают несколько небольших издательско-типографских предприятий, ориентированных на художественно-цельную книгу. В той или иной мере они вдохновлены идеями У Морриса и культивируют выработанные им приемы, стилистику, характер декора.
Структура и стиль моррисовских книг заметно отразились в первой большой работе О. Бердсли — иллюстрациях и украшениях к роману Т. Мэлори «Смерть Артура» (1893). Вих основе — также итальянская книжная гравюра XV в., претворенная под влиянием прерафаэлитских стилизаций. Однако Бердсли отказывается от гравирования, он рисует пером, вполне доверяя цинкографской технике воспроизведения. И перо его остро и капризно, гораздо более современно, чем штихель в сознательно архаизированных изданиях «Кельмскотт-Пресс». Не удивительно, что У. Моррис почувствовал в ней этот новый и чуждый ему индивидуалистический дух и отнесся к творчеству двадцатилетнего художника отрицательно.
В самом деле, в последующих работах рано умершего рисовальщика эти новые черты выступили с полной ясностью: капризная подвижность извилистых тонких и твердых линий, вырезные контуры черных заливок, манерная изломанность пикантных образов, изящная и дразнящая эротика. Отточенная, плоскостная, орнаментально-нарядная, изысканно-ироничная графика О. Бердсли оказала огромное влияние на книжную и графическую культуру рубежа веков во многих странах, в том числе и в России. Под ее обаянием складывалась иллюстрационная, а отчасти и орнаментальная книжная графика стиля модерн.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.