Техника портретирования

Всего этого было еще, однако, недостаточно. В XIX веке понадобилось надежное и быстрое средство документально-точного за- печатления окружающего мира. В нем нуждались быстро развивающиеся естественные науки, нарождающиеся средства общественной визуальной информации и даже частный быт, которому стала нужна массовая и дешевая, но притом убедительно достоверная техника портретирования.

Изобретение фотографии было поэтому не случайностью, а удовлетворением этой потребности, результатом целенаправленных упорных поисков многих людей в разных странах. Первой областью широкого практического применения новой техники стал портрет, первыми значительными мастерами — фотографы-портретисты. Однако блистательные снимки шотландца.

Д. О. Хилла, первого классика мирового фотоискусства, сделанные около середины 1840-х гг., были, по замыслу, всего лишь этюдами к большому групповому портрету, выполнявшемуся им в традиционной живописной технике. Фотография начинала свой путь служанкой живописи, ее вспомогательным средством, позволявшим ускорить работу и добиться притом строгой достоверности портретирования. Но в историю искусства вошли именно эти «рабочие» фотографии, а не выполненный на их основе заурядный академический холст. Они вовсе не были сырым «чисто документальным» иконографическим материалом.

Вопреки примитивнейшей фототехнике, чудовищным на позднейший взгляд выдержкам (до трех минут!) Хиллу удалось в них добиться полноты и цельности впечатления, свободной естественности поз и мимики, выразительной светотеневой лепки формы, точности и остроты психологических характеристик. В портретном искусстве середины XIX в. эти снимки занимают место, сравнимое со значением крупнейших работавших тогда в этом жанре живописцев.

Добавить комментарий