Визуализация книжного искусства

Все рисунки русских аналогичных изданий получались в виде политипажей оттуда же. Репродукционная ксилография развивается в самой России лить с начала следующего десятилетия. Вслед за лондонским появились подобные издания и во Франции: «Мага- зен питтореск» и «Музе де фамий».

Журналы эти, довольно большого формата, печатались в две колонки. Гравюры свободно размещались среди текста, иногда вмещаясь в колонку, а часто занимая ширину обеих. Были и крупные иллюстрации во весь лист. Так вырабатывалась новая, динамичная и свободная форма разворота, применявшаяся не только в журналах, но и в иллюстрированных книгах. Сюжеты журнальных иллюстраций были познавательные: далекие города, памятники архитектуры (особенно введенная романтиками в моду готика), экзотические животные, произведения искусства, портреты исторических деятелей. Иллюстрированный журнал подогревал привычку и потребность читателей в активном словесно-зрительном синтезе и утверждал более свободную и динамичную, чем прежде, книжную форму.

С начала 1840-х гг. популярным и активно влияющим на характер книги и иллюстрации литературным жанром становятся социально-бытовые (или, как их тогда называли, «физиологические») очерки. Вслед за писателями и художники переносят внимание с романтического вымысла на точные и меткие характеристики образа жизни и типичных характеров самых разных слоев общества. Вслед за Парижем и Лондоном появляются такие издания и в России, где их иллюстрируют представители нового художественного поколения, выдвинувшегося в это время и определившего одну из самых ярких страниц в искусстве русской книги: В. Ф. Тимм, A.           А.           Агин и другие мастера сатирической бытовой иллюстрации. Наряду с очерками «Наши, списанные с натуры русскими» (14 выпусков начиная с 1841 г.), «Физиология Петербурга» (1844) они придают зримую реальность персонажам, ситуациям и обстановке юмористической поэмы И. П. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границей, дан л’этранже» (1840—1844, худ. B.            Ф.           Тимм) и повести В. А. Соллогуба «Тарантас» (1845, анонимные илл. Г. Г. Гагарина).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *