Выразительность репродукционной гравюры

Разумеется, специфическая выразительность гравюры как особого вида искусства при этом сглаживается, подчиняется языку оригинала и заслоняется им. Вот почему с несомненным техническим прогрессом репродукционной гравюры некоторые исследователи связывают ее относительный художественный упадок. Но их оценка продиктована взглядом на гравюру как на самостоятельную художественную ценность. Между тем для людей XVIII в. она оставалась по преимуществу искусством вспомогательным, средством, а не целью.

Многие виды гравюры, пережившие расцвет в это время, были изобретены много раньше, но широкого распространения тогда не получили. Так, пунктир, создающий тональные переходы сгущением и разрежением набитых пунсонами точек, появился еще в начале XVI в. (это была техника ювелиров), меццо-тинто — в XVII в. в Голландии. До совершенства же обе эти техники довели виртуозные английские мастера репродукционной гравюры на протяжении XVIII в. Упругая, напряженная пластичность резцовой гравюры не соответствовала больше духу и вкусу времени. Поэтому ее и вытесняла мягкая дымчатая светотень новых видов гравюры, способных передавать сложные эффекты освещения и сумеречную глубину пространства.

Во Франции в середине XVIII в. была изобретена и вошла в употребление еще одна тональная техника — акватинта, особенно хорошо передававшая рисунок кистью с размывкой. Для сходной цели — факсимильной передачи свободной графики —использовалась близкая к пунктиру карандашная манера, воспроизводившая зернистую фактуру штриха.

Добавить комментарий