Выставка «В самом сердце Европы».

Настало время выставки произведений живописи, графики, прикладного искусства, созданных в XVII – XIX веках в Голландии, Германии и Фландрии. То есть в сердце Европы. Это дало название и самой выставке – «В самом сердце Европы».

Волгоградский музей изобразительных искусств имени Ильи Машкова был основан в 1960 году, но для посетителей открылся тремя годами позже. Возможно, поэтому уже не первый год в нем проводятся мероприятия в честь полувекового юбилея. Музей при этом открывает по частям для посетителей сокровища своих запасников, многие из которых были переданы ему из Эрмитажа около пятидесяти лет назад.

– С одной стороны, этот наш проект приурочен к проведению года Германии в России, – поясняет зам. директора музея Ольга Малкова. – Но, в то же время, он вписан в череду проектов, по очереди демонстрирующих наши фонды зрителям.

Долгое время полотна открывшейся выставки не представали перед посетителями музея. Авторы многих картин неизвестны, как неизвестны в основном и люди, изображенные на них. Но это не умаляет их художественных достоинств.

– Голландии, Германии и Фландрии выпала нелегкая судьба, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник музея изобразительных искусств Галина Гамали. – Долго они были раздроблены, вели борьбу за независимость против испанского владычества. Голландия, например, ее добилась в XVII веке, и сразу стало бурно развиваться в ней искусство. Создавались принципиально новые жанры живописи – бытовой, натюрморт. Голландские портреты стали в это время много более реалистичны – без приукрашивания, характерного во Франции и в Англии и не использовалась печать на холсте так популярная в наше время. Причем, жители Голландии обожали живопись, картины покупали даже простые крестьяне.

Ситуация в Германии была еще сложнее, чем в Голландии – эта страна была еще гораздо более раздроблена. Объединиться удалось ей лишь в 19 веке. Немецкое искусство в это время переживало эпоху романтизма, пришедшего затем в Россию из Германии и Франции на смену классицизму. Для немецкой живописи той эпохи характерны особый лиризм, внимание к психологическому состоянию человека.

Особая гордость коллекции – работы из мастерских Рембрандта и Рубенса, выполненные учениками двух великих мастеров. Это портрет Елены Фоурмэн, второй супруги Питера Пауля Рубенса, и «Портрет старика» – копия всемирно знаменитого произведения Харменса ван Рейна Рембрандта, оригинал которого хранится ныне в Англии. Пожилой мужчина на картине погружен в себя, он не смотрит на художника. Тем рельефней раскрыт его внутренний мир, тем явственней видны в его чертах глубокие переживания, сомнения. Лицо его, отобразившее в себе глубокие раздумья, освещено мягким рассеянным светом, исходящим как бы ниоткуда…

Важно, что эти картины – прижизненные копии работ двух выдающихся художников. Их видели Рембрандт и Рубенс и, надо думать, отнеслись к ним одобрительно.

Нашлось место на выставке и для произведений декоративно-прикладного немецкого и голландского искусства того времени, придавших ей особый колорит. Гордость этой небольшой коллекции – мейсенский фарфор. Название ему было присвоено от саксонского города Майсен, где в то время, впервые в Европе, был освоен его выпуск.

Секрет китайского фарфора очень долго оставался тайной для Европы, и только германским ученым методом химических исследований удалось раскрыть его.

– Голландский фарфор, – поясняет Галина Гамалий, – отличается от немецкого прежде всего цветом – он голубоватый. Сочетание белого и синего цветов пришло в Голландию в то время из Китая.

Разнообразные предметы выставлены в этой экспозиции. Это, в частности, чайная пара, кубки, выполненные из необработанного фарфора и увенчанные крышками. Загадочные изделия в виде лимона и яблока – это, как оказалось, масленки и столовые приборы, предназначенные для закусок.

– Ряд экспозиций этой нашей выставки не постоянен, – говорит зам. директора музея Ольга Малкова. – Вскоре мы дополним ее другими произведениями немецких, голландских художников, которые пройдут к тому времени необходимую реставрацию.

Добавить комментарий