Художественная фотография

С 1855 г. «художественная» фотография появляется в качестве самостоятельного вида искусства в парижском Салоне. Однако ее путь рабской имитации живописи, несмотря на довольно большое число сторонников, был тупиковым. Специфические возможности нового искусства, его эстетические особенности здесь отвергались. Обязательная верность натуре была не недостатком, а силой фотографии, порождала новое художественное качество, эстетику достоверности. Вот почему постоянно растущее влияние фотографии на визуальный опыт времени шло не от этих квази-художе- ственных попыток конкуренции с «высокой» салонной живописью, но из тех сфер, где она решала деловые задачи, не имевшие, на первый взгляд, отношения к искусству.

Фотограф заменил рисовальщика-документалиста, уже с XVIII в. обязательного участника каких-либо научных экспедиций. Новые виды растений и животных, характерный пейзаж малодоступных областей планеты, виды далеких городов и селений, древние руины, результаты археологических раскопок, одежду и татуировку экзотических племен — все это предпочитали теперь фотографировать, а не зарисовывать. Уже с 50-х гг. начинаются и специально фотографические экспедиции для запечатления «чудес природы» или труднодоступных памятников древних культур. Так, англичанин Ф. Фрит в 1856 г. фотографирует большой цикл египетских древностей. Фотография все больше теснит привычную гравюру как средство репродуцирования произведений искусства. Контакт с ними кажется более верным и тесным, когда посредником служит «объективный» снимок, а не рука и глаз другого художника. Только что родившийся графический репортаж, в частности военный, почти сразу начинает вытесняться фотографическим. Крымскую войну с русской стороны документировали зарисовки

В. Ф. Тимма (воспроизводившиеся затем в литографиях «Русского художественного листка»), а с западной фотографии Р. Фентона.

В следующем десятилетии гражданскую войну в США запечатлевают снимки М. Брэди и еще нескольких фотографов. Они также служат оригиналами для гравюр и литографий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *