Художники модерна бесстрашно ломали конструкцию знаков

Художники модерна бесстрашно ломали конструкцию знаков, избегали привычных начертаний, порой в явный ущерб их читаемости.

Прямая линия могла искривиться, округлая — выпрямиться, вертикали и горизонтали — склониться. Буквы тесно сплетались в строки, подобные орнаментальным бордюрам строки заполняли плоскость листа подвижным сплошным узором. В России прекрасный образец такого плаката выполнил в 1902 г.

М. Врубель для «Выставки работ 36 художников». Переплетения букв вносят в новомодный шрифт неожиданный элемент стилизации, сближая его с древнерусской декоративной вязью.

Изощренная нарядность плаката стиля модерн нередко открыто тяготела к плоскостным формам архитектурного декора. Он имитировал фактуру мозаики или жестко оконтуренные цветовые поверхности витража. Характерные образцы такого рода создавал работавший в Париже чех А. Муха. В России лучшие образцы декоративного плаката относятся уже к началу XX в. Это работы, впрочем, немногочисленные, мастеров «Мира искусства» — Л. С. Бакста, Е. А. Лансере, К. А. Сомова, И. Я. Билибина. Очень индивидуальные, тесно связанные стилистически с их гораздо более многочисленными книжными работами (прежде всего с обложками), эти плакаты лишь отчасти соприкасались с модерном, главным образом своей плоскостностью, изысканным орнаментализмом и линейностью, иногда — характером стилизации шрифта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *