За гранью модерна

Они, однако, избегали быстро и широко распространившихся банальных орнаментально-символических элементов этого стиля и его навязчиво-манерной ритмики. За грань модерна выводят их и характерный мирискуснический ретроспективизм, изящные стилизации графического языка искусства XVIII — начала XIX вв.

Плакат — лишь одна из разновидностей печатной прикладной графики, активно развивавшейся и формировавшейся на протяжении XIX — начала XX вв. Фабричные ярлыки, этикетки, а позднее — упаковки товаров, извещения о свадьбах и меню парадных обедов проходят путь от скупых, простейших, чаще всего наборных форм к декоративно-изобразительным (чаще всего, как и в плакате, этому служила литография), от черного рисунка — к цветному, обогащаемому порой тиснением и позолотой (это уже главным образом в конце XIX-XX вв.). А в стилевом отношении — от строгой классичности ранних образцов к многословной и дробной эклектике второй половины века, к бесчисленным произвольным стилизациям и, наконец, к модерну. Он входит в эту область в значительной степени в банально-упрощенной, схематизированной расхожей форме. В отличие от плаката «малой» прикладной графикой сколько-нибудь серьезные художники, как правило, не занимались, зато нередки были работы наивного, по существу лубочного характера.

Между тем, осваивая все новые сферы применения, разрастаясь количественно и обретая целенаправленную рекламную активность, эти виды вспомогательной, служебной графики все заметнее окрашивали собою бытовую среду. Прикладная графика, во всех своих многочисленных разновидностях, стала одним из наиболее массовых видов искусства, порожденных XIX веком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *