Зеркала в живописи

Зеркала на протяжении всей истории человечества привлекали и манили, были символом чего-то загадочного и таинственного. Поэтому неудивительно, что многие художники, на протяжении целых столетий, пытались приручить в своем творчестве манящий мир отражений. Причем такие элементы можно встретить как в работах классических мастеров, так и в творчестве современных художников, которые изображают не только классическое зеркало, но и сходные поверхности – автомобилей, как на berimotor.ru, витрин и оконных стекол.
Зеркало уже давно воспринимается в живописи как завершенный, устоявшийся прием композиционной развертки картины. Зеркало при этом выступает не только как технический элемент картины, организующий изображаемое пространство, но и выступает в роли смыслового символа.
С одной стороны, в реальной жизни зеркало выступает в роли элемента, упрощающего пространство, отнимающего у объемных трехмерных предметов одну плоскость свободы. В живописи, наоборот, зеркало придает картине глубину, удваивает изображение, создавая некоторую иллюзию трехмерности.
Немаловажен вклад и искривляющих возможностей зеркала в мировоззренческую композицию картины. Часто художники в изображении в зеркале раскрывают смысловую суть отраженных предметов, раскрывают такие черты и качества, которые лишь проступают пунктиром в изображенном на этой картине оригинале.
Одним из самых известных классических примеров работы с зеркалом в живописи выступает знаменитый шедевр Диего Веласкеса «Менины». На картине изображен кукольный мир испанской принцессы, который обретает в изображении новые, скрытые черты.
Детальное исследование зеркал в живости неоднократно проводилась различными искусствоведами. Наиболее полной работой в этом направлении можно считать труд Мишеля Фуко, который посвящен именно «Менинам» Веласкеса.
25.06.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *